Перевести страницу

Продукция наших друзей

Живые дороги

300 000 рублей
Оформить заказ

Дорога из прошлого в будущее


Технология, о которой будет рассказано, лишний раз подтверждает истину, что новое – это хорошо забытое старое.

Ещё в советское время была поставлена задача: обеспечить движение техники через непроходимые болота. Это требовалось для добычи нефти и газа, и было необходимо военным.

Не скажу, что это было просто – волшебной палочкой страна не располагала. Было предложено и испытано множество вариантов: от металлических, скрепляемых между собой конструкций, до издревле известных простых бревенчатых настилов и гатей.


Решение, которое было предложено Виктором Дмитриевичем Прохоренковым, автором более сорока изобретений и более 150 научных трудов, стало синтезом инженерной мысли и проверенного временем опыта.

Рис. 1. Принцип устройства каркаса.


Если использовать обычные ветки широко распространенного мелколесья с волокнистой структурой, но уложенные не внавалку, как в гатях, а с перехлестом в несколько слоев и под определенным углом друг к другу, образуется пространственный каркас. Заполнение этого каркаса грунтом приводит к созданию армированной естественным природным материалом грунтовой плиты, которая, как оказалось, обладает уникальными свойствами, о чём стоит рассказать подробнее.


Преимущества пространственного армирования:


Качественная дорога из обычного грунта. Заполнение каркаса, которое осуществляется путём надвигания грунта, приводит к заполнению лишь верха плиты, создавая естественную дренажную систему в её подошве. Этот дренаж выполняет одновременно несколько важных функций. Являясь капилляропрерывающим слоем, он исключает инфильтрацию воды в верхние слои полотна дороги. С другой стороны, это своеобразный термос, обеспечивающий термозащиту. Эксплуатация реально построенных дорог подтвердила, что независимо от водонасыщения оснований, выпадающих осадков и температурных колебаний, не происходит вспучивания дорожного полотна. Это снижает требования к качеству, составу и однородности грунтов, которыми отсыпаются такие дороги. Можно говорить даже об использовании местных грунтов при строительстве.


Способность выдерживать большие нагрузки. Особым образом созданный каркас обеспечивает целостность конструкции и распределяет нагрузку на площади, в порядки превышающие пятно контакта. С точки зрения механики это выглядит так, будто на колёса надели лыжи: многотонная, в том числе колёсная, техника способна двигаться по дорогам, построенным на болотах с несущей способностью 0.05 кг/см2. Это в три раза меньше, чем необходимо, чтобы удержать на поверхности болота лишь одного человека в обычной обуви.


Отсутствие колеи и возможность зимнего строительства. Колеи, основной бич грунтовых дорог, как и местные просадки, просто не образуются. Армирование обеспечивает перераспределение нагрузок в дорожном покрытии и препятствует выдавливанию грунта из полотна дороги. Эти особенности конструкции дают возможность вести строительство круглогодично, без снижения качества строительства, при этом практически не требуются дополнительные затраты на работы в зимних условиях: примерно половина построенных дорог (а всего построено более 500 км) строилась в зимний период.


Сохранение водного баланса. В отличие от существующих технологий устройства дорог, которые неизбежно приводят к нарушению циркуляции воды в почве, эта технология полностью сохраняет существующий гидрологический режим: реки и речушки получают то же количество воды, что и до строительства, почва не иссыхает и не заболачивается. Дороги не затрагивают природный баланс местности, т.к. не передавливают водоносные горизонты грунтовых вод, в том числе на болотах, а вдоль дороги сохраняется растительный покров.


Абсолютная экологичность. Используются только природные материалы и не применяется ничего синтетического, отсутствует необходимость рытья траншей и организации неестественных водостоков. Такие дороги не нарушают водно-тепловой режим местности, практически не меняя даже направления течения поверхностных вод, не пугают животных, а высокие темпы строительства и низкая материалоёмкость позволяют минимизировать техногенное воздействие на природу в процессе самого строительства, при заготовке и транспортировке стройматериалов.


Сохранение ландшафта. Ещё одно неоспоримое преимущество таких дорог. Особенно там, где сохранение ландшафта необходимо при надёжном обеспечении движения транспорта.

Рис.2. Когда дорога – естественная часть ландшафта.


Рис. 3. До и после


Минимальное количество техники. Для строительства таких дорог достаточно бульдозера и нескольких самосвалов. В большинстве случаев можно использовать местную сельскохозяйственную технику. При этом обеспечивается занятость местного населения. Однако даже невысокий уровень требуемой механизации обеспечивает высокие темпы строительства за счёт относительной простоты и технологичности конструкции: от 0.5 до 1 км в день.Необходимые материалы для строительства дороги – мелколесье, кустарник и грунт. Они не требуют создания производств. Используются только те древесные тонкомеры, которые в любом случае должны вырубаться и/или утилизироваться. Источниками грунта служат ближайшие к месту строительства грунтовые, песчаные или песчано-гравийные карьеры, или снимаемый под дорогой грунт.


Таблица 1. Основные показатели строительства одного километра двухполосной дороги.

Необходимый объём кустарника и мелколесья, м3

менее 350

Необходимый объём грунта, м3

2800

Затраты труда рабочих, человек-час

340

Эксплуатация дорожных машин, машина-час

100

Средние темпы строительства, м/раб. день

500

Достижимые темпы строительства, м/раб. день

до 1000

Выдерживаемая нагрузка на ось автомобиля, тонн/ось

более 20


Однако простота не идёт в ущерб долговечности и надежности – наиболее старым из уже построенных дорог сегодня по 16-20 лет. Все они сохранили свои эксплуатационные свойства. Можно с уверенностью говорить о двадцати годах минимум, как о возможном сроке эксплуатации таких дорог.

С помощью развития данной технологии в качестве альтернативы мостам и водопропускным трубам, можно устраивать переходы через небольшие реки и ручьи.


Рис. 3. Переход через р. Теплушка в Смоленской области, созданный без использования малых искусственных сооружений.


Данная технология позволяет более чем вдвое снизить стоимость строительства в сравнении с грунтовыми дорогами с щебёночным или с химически закрепленным покрытием. В свою очередь, быстрое и недорогое строительство позволяет строить дороги там, где ранее это было попросту «не по карману», открывает возможность быстро восстанавливать и развивать сети местных дорог в регионах в условиях дефицита финансирования.

Изобретатель технологии Прохоренков Виктор Дмитриевич. В 2014 году на данную технологию получен евразийский патент. За авторский надзор придется заплатить, однако это не умаляет всех преимуществ данной дороги, а наоборот даёт гарантию качества.

Связаться с автором патента можно, написав к нам в редакцию: anna.skripova@obrazrp.ru. Заказать строительство живых дорог можно по телефону: +7 916 102 1818


Статья из 5 номера журнала "Образ жизни - родовое поместье". Заказать 5 выпуск.

Живые дороги
Живые дороги
Живые дороги
Создать сайт
бесплатно на Nethouse